Для молитвы больше всего нужно сердце

Из наставлений старца Арсения (Папачока)

19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.

Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.

***

 

– Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве?

– Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема»[1].

Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

Сын мой, подумай о том, что у тебя есть только время этой жизни, и с твоим рвением, с твоим желанием быть с ангелами на небесах ищи того, чтобы смирять себя, потому что только так ты придашь ценность той красоте, которую ты стяжал в себе, чтобы не послужило это духовное богатство – увы! – тебе на погибель в огне. Внимай себе, брат, ибо если будешь думать, что Бог может посетить тебя прямо сейчас и что ты умрешь, то он, помысл, научит тебя тому, что делать, ибо известно, что Христос, в чем застанет нас, в том и будет судить (ср.: Иез. 33: 20)[2].

Без смирения нет никакой надежды на спасение! А «если у тебя, брат, нет кротости в сердце твоем, тогда знай, что в сердце твоем есть какое-нибудь возношение»[3]. Нужно понять, что Бог так мало требует от нас, а наследие мы получим вместе с Ним!.. Кротость, кротость и еще раз кротость!

– Многие верующие жалуются, что не находят в себе сил, чтобы молиться. Что делать, чтобы иметь рвение и благоговение к священной молитве?

– Не надо прекращать молиться, хотя бы умом. Эти моменты опустошенности, взлетов и падений случаются и у святых людей – ради их смирения. Бог соразмеряет дары по силам каждого, чтобы было духовное равновесие. Одни теряют в качестве молитвы, другим, кто молился со смиренным сердцем, бывает некое утешение, и они на радостях молятся только для того, чтобы их снова посетили утешения, но это простое заблуждение: мы как бы торгуемся, а такие утешения могут приходить и от бесов, ибо фальшивое удовлетворение ложью чувствуется. Бесы рады удерживать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался невосприимчив к настоящему утешению от молитвы, вырывающейся из сердца без всякого расчета и безостановочно. Молись смиренно, чтобы привести Бога в сердце твое, а не возноситься умом и блуждать в высотах, ибо лучше быть ничем, чем героем кого-нибудь еще, кроме Христа.

В молитве мы нуждаемся непрестанно, потому что нам следует всегда быть с Богом, да и лукавый подстерегает нас тоже все время. Милость Божия с нами; пусть не боится ни одно опечаленное сердце, ибо мы искуплены Кровью Спасителя, а значит, стоим очень дорого.

Есть много таких, кто, если за него молится кто-нибудь из близких или иные христиане высокой жизни, то он обманывается и верит – даже если сам живет в неисправимой беспечности, – будто унаследует и блаженное благословение этих людей. Хорошо бы заранее знать, что «посреди цветов полевой бурьян напрасно молится, чтобы его простила коса» (Йорга)[4]. «Не стыдно пасть под напором болезней, стыдно умереть нерадивым и изнуренным удовольствиями» (Паскаль).

– Какие молитвы и молитвословы вы рекомендуете монахам и мирянам?

– Я не буду касаться здесь молитв, полагающихся по уставу, – они совершаются; было бы хорошо, если бы мы подумали о чем-то непрерывном и не столько о том, чтобы нанизывать слова, сколько о том, чтобы воспитать себя и сделать любовь состоянием своего чувства, вибрацией своей души. Этот трепет с неуловимым воздыханием я бы попробовал рекомендовать.

Святой Агафон говорит: «Кто молится только когда молится, тот не молится». Речь идет, таким образом, о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого сердцем своим как можно непрестаннее. Это хранило бы свечечку души твоей зажженной, и было бы тяжелее напасть на такую душу. Надо знать, что диавол очень боится трезвенного[5] человека – как можно более трезвенного! Молитва – это, безусловно, полезное средство, а трезвение – это достигнутая цель.

Я рекомендую молитвы к дражайшему Спасителю нашему, к Матери Божией – неусыпающему утешению душ наших, – особенно молебны; молитвы к святому ангелу хранителю и, по необходимости и благоговению, к любому святому.

Молитвословы, для всех, – те, которые есть, ибо на самом деле больше всего нужно твое сердце!


 

[1] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2-х т. М., 2001. Т. 2. С. 259.

 

[2] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 7. § 50. Сергиев Посад, 1908. С. 84.

 

[3] Цитата из «Египетского патерика» в румынском переводе. Гл. 4. О смирении и кротости. § 3.

 

[4] Цитата из книги румынского мыслителя Николая Йорги «Cugetări» («Размышления»).

 

[5] Трезвением у святых отцов называется хранение ума и сердца.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Вопросы задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.

 

 

 

 

21 июля 2011 года
 

About sergiuconstantinescu

un om
Acest articol a fost publicat în sfinţi şi părinţi duhovniceşti ai Bisercii. Pune un semn de carte cu legătura permanentă.

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile despre tine sau dă clic pe un icon pentru autentificare:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s